Статьи

01.06.11

Парк Хай-Лайн в Нью-Йорке

«Самая длинная крыша в мире»

В июне 2009 произошло значительное событие для центрального парка Нью-Йорка – открытие парка Хай-Лайн. Там, где когда-то ходили поезда, теперь жители Нью-Йорка не только прогуливаются, но и сидят на солнышке, наслаждаясь видом на Empire State Building, реку Гудзон и Статую Свободы. Все это — воспаряя над улицами! Июль 2010 года был отмечен 2-х миллионным посетителем Хай-Лайна.

В 1930 году Хай-Лайн дал возможность железнодорожному транспорту ходить не по земле среди улиц Нью-Йорка, а над ними. Железнодорожная линия была построена на высоте от 5 до 9 метров с длиной секций от 9 до 18 метров между опорами. Таким образом, около 50 лет грузовые поезда ходили между сегодняшним Javits Convention Center и Gansevoort Street на протяжении 2,5 км. В 1980 году линия была закрыта и о ней забыли.

Покинутая железная дорога с зеленым будущим

С тех времен многое изменилось. Темная индустриальная зона района Челси превратилась в художествен-ный квартал с самой большой численностью галерей. В старом мясном квартале обосновалась Stella McCartney с ее бутиком, и другие известные звезды и дизайнеры. Все это время, благодаря ветру и птицам, высоко над улицами, разрасталась дикая растительность.

И вдруг, группа собственников земли под путе-проводом, настояла на принятии решения о демонтаже железной дороги. «Мы не можем этого допустить», сказал Роберт Хаммонд, в 1999 году – участник ассоциации «Друзья Хай-Лайн». Он жил в Челси, и хотел видеть Хай-Лайн рядом и дальше. Тем временем, ассоциация привлекла более 10000 сторонников, включая много знаменитостей.

В 2001 мэр города Руди Джулиани одобрил демонтаж Хай-Лайна. Однако, в декабре 2002, его преемник, мэр Michael Bloomberg, признал Хай-Лайн историческим памятником. С этого момента, о демонтаже не было и речи. Наоборот, лучшие архитекторы и ландшафтные дизайнеры соревновались за участие в проекте под названием «подвесной сад».

Дизайн выдающегося парка

В 2003 году победу в тендере одержала команда, состоящая из ландшафтного архитектора Джеймса Корнера и его компании Field Operations, архитекторов Diller Scofidio + Renfro и известного знатока растений Piet Oudolf, который озеленял Парк Миллениум в Чикаго. Разработанная ими концепция включала пруды и лавочки. Из бельведеров должны были быть видны река Гудзон, Empire State Building и Статуя Свободы.

С регулярными интервалами, были предусмотрены входы, похожие на станции метро, с лестницами и лифтами. Парк должен был быть шириной в 2 колеи. Киоски и другие коммерческие точки были исключены из проекта. Целью группы было сохранить характер флоры и фауны, образовавшийся здесь за последние 20 лет. Рельсы должны были быть видимыми, чтобы напоми-нать об историческом происхождении.

Унификация элементов дизайна

Компания Field Operations разработала специальное бетонное покрытие, которое после посадки растений размывает границу между мягкой и твердой поверхностью и при этом ведет посетителей по узкой тропинке, иногда с большими площадками среди растений. Всего было выбрано 210 видов растений, включая множе-ство кустарников и деревьев, которые растут на субстрате толщиной до 45 см.

Дизайн парка разнообразен, от очень влажных, похожих на болото мест, до степных трав. Такое разнообразие было умышленным. Местами, Там, где линия узкая, путь идет на высоте 2,5 м над плоскостью бывших рельс, чтобы посетители шли как по мостику, а затем заходили под укрытие высокорастущих деревьев. Лавочки, как бы растущие из земли, располагают к тому, чтобы передохнуть от ходьбы. А тут и солнечная платформа с водными элементами приглашает задержаться. На пути Вас сопровождают деревянные кресла-качалки и многоуровневые лавочки. Архитекторы предложили так называемую «смотровую камеру», из которой через большие стеклянные окна просматривается транспортное движение под Хай-Лайн парком. Это позволяет насладиться захваты-вающей комбинацией городской суеты и умиротворением природы.

Вызовы в осуществлении задуманного

В 2006 году, разрабатывался дизайн для первых 800 метров Хай-Лайна. А уже в июне 2009 года, 12 из 22 блоков дороги от улицы Gansevoort до 20-й улицы, были открыты. Открытие второй части длиной 800 м планируется в 2011 году. Для дренажа «самой большой крыши в мире» были использованы элементы мирового лидера на рынке «зеленых» кровель ZinCo GmbH, новатора в области экстенсивного и интенсивного озеленения кровель.

Единый дренажно-накопительный элемент системы – ZinCo Floradrain®, благодаря своей оригинальной форме в виде небольших пластиковых полостей, собранных в плоскостную матрицу, позволяет накапли-вать оптимальное количество влаги для обеспечения жизнедеятельности растений и регулировать отток излишков воды через переливные отверстия. Излишек воды сбрасывается по ливневой системе. Элементами Floradrain® была укрыта вся горизонталь-ная поверхность.

Превосходно!

Хотя парк Хай-Лайн закончен только частично, инициаторы проекта Хай-Лайн были удостоены многих при-зов. Среди прочего, в июле 2010 года, основатели движения «друзья Хай-Лайн», художник Роберт Хаммонд и писатель Джош Дэвид, стали обладателями Медали Якова от Фонда Рокфеллера, и сама организация, получила Награду Doris C. Freedman, врученную лично мэром Блумбергом. Ассоциация «друзья Хай-Лайн» теперь контролирует 90% фондов проекта Хай-Лайн и ответственна за организацию и поддержку парка.

Добавочная стоимость

В целом, на этот проект было выделено 170 млн. долларов, предоставленных частично частными инвесто-рами и государственными фондами города Нью-Йорка. Эта цифра ошеломляет, но с другой стороны, экс-перты оценивают отдачу от парка в 5 раз больше!

«Зеленый пояс» парка Хай-Лайн привлекает не только отдыхающих горожан и туристов, являясь еще и творческой площадкой для художников, фотографов, артистов и музыкантов, но также и инвесторов из юго-западного Манхэттена. Так, например, построен спроектированный архитекторами Polshek and Partners отель «Стандарт» на 14 улице. Заканчивается строительство 14-этажной башни из стекла и металла «HL23» на 23 улице, спроектированной Neil Denari. Музей американского искусства им. Витни также планирует пря-мой доступ с юга Хай-Лайна, который будет разработан Renzo Piano.

Глобальная модель

Идея зеленого парка Хай-Лайн разлетелась по миру. Городские проектировщики из Роттердама, Гонконга, Сингапура и Иерусалима уже воодушевлены проектом и внимательно наблюдают за его реализацией. В Чикаго тоже есть заброшенная железнодорожная линия, которая будет превращена в зеленый парк.

В Фи-ладельфии ведутся переговоры о трансформации 18-метрового высокого виадука и в Атланте, в зеленый пояс, построенный на кольце длиной 35 км вокруг города. Широкое признание парка Хай-Лайн четко показывает, что жители больших городов не хотят дальних поездок на природу, а хотят наслаждаться природой сразу за порогом своего дома. Это еще один аргумент в пользу создания садов на крыше в общественных местах Зрелая, хорошо зарекомендовавшая себя технология озеленения крыш открывает массу возможностей и дает ряд преимуществ от использования.

      

 

Вернуться к списку новостей